Создание Транскаспийского транспортного маршрута «Китай-Турция-Евросоюз» с участием Казахстана, Азербайджана и Грузии в период конфликта Москвы и Анкары — просто совпадение во времени, поскольку данный проект в рамках нового «Великого Шелкового пути» (Silk Wind) анонсировался задолго для нынешних событий, убежден директор международных проектов Института национальной стратегии России Юрий СОЛОЗОБОВ.
«Казахстан — не главный оператор, с претензиями по Транскаспийскому маршруту нужно идти к Китаю. Вообще, создание нового консорциума по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России — это скорее декларация о намерениях и политический жест. Напомню, что в рамках этого проекта в течение 2016 года запланировано транспортировать через территорию Грузии первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы. Объем очень незначительный, чтобы оказать какое-то воздействие на Россию и на общий грузооборот между Европой и Китаем», — отметил собеседник.
Он напомнил, что по морскому коридору путь из Китая в Евросоюз составляет до 45 суток, по «Трансибу» — 14 суток, а по будущему коридору «Западная Европа-Западный Китай», от порта Ляньюньгань до границ с Евросоюзом — всего 10 суток.
Однако морские перевозки по-прежнему являются самым экономичным путем доставки китайских товаров. Сейчас по сухопутному коридору из Китая в Евросоюз идет в 100 раз меньше грузопотока, чем морским путем.
«Мало кто знает, что даже в Россию из Китая большая часть грузов — например, вся электроника — доставляется морем через Финляндию. При этом главные инвестиции в логистику Пекин сейчас направляет на «бирманский коридор» — примерно в 100 раз больше, чем готов вложить в пресловутый новый «Великий Шелковый путь. Тем не менее, данный проект имеет свои пусть пока скромные экономические, но далеко идущие стратегические перспективы», — уточняет Юрий СОЛОЗОБОВ.
Сама идея Silk Wind в свое время был предложена Казахстаном. Она долго была заморожена и теперь при поддержке главных игроков — Китая, США и Евросоюза — начинает воплощаться в жизнь.
Так, в начале августа 2015 года в Баку по Транскаспийскому международному транспортному маршруту в рамках Silk Wind прибыл в тестовый контейнерный поезд из Китая. А в сентябре контейнеры добрались уже до турецкого Стамбула.
СОЛОЗОБОВ отмечает, что для Астаны реализация этого проекта также важна стратегически. Она обеспечивает дальнейшее вхождение Казахстана в мировую транспортную и торговую системы и положительным образом отражается на экономических показателях.
«Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ не раз заявлял, что открытие больших транспортных коридоров позволит Казахстану стать реально интегрированным государством. И заодно заработать на транзите грузов и диверсифицировать сырьевую экономику. У проекта — амбициозные планы: Китай прорабатывает детали строительства моста над Каспийским морем из Казахстана в Азербайджан», — отмечает эксперт.