Ситуация на юго-востоке Украины остается без существенных изменений вот уже около года: с одной стороны — непрекращающиеся обстрелы сторонами конфликта друг друга и населенных пунктов, действия мобильных разведывательно-диверсионных групп, а с другой — периодические встречи в рамках переговорного процесса и заверения в мире.
Свою точку зрения на ситуацию в зоне конфликта и в самой Украине, а также ее перспективы в интервью газете «Каспiй» изложил руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com Виталий АРЬКОВ.
С чем был связан недавний визит Виктории НУЛАНД в Москву? И следует ли по итогам ее визита ожидать подвижек в урегулировании кризиса на юго-востоке Украины?
Несмотря на все громкие заявления США о необходимости восстановления мира и спокойствия на Востоке Украины, равно как и в зоне карабахского конфликта, реальность выглядит несколько иначе.
С одной стороны, Белому дому крайне необходим образ миротворца как одной из важных основ мировой гегемонии. Но, с другой стороны, не менее важно создавать непосредственно в исторически сложившейся зоне интересов Москвы (равно как Тегерана и Пекина, но это уже другая тема) очаги напряженности.
К тому же надо понимать, что Украина для Россия — это примерно то же, что Канада для США. Лично я не могу себе представить спокойную, искренне приветственную и дружественную реакцию Вашингтона на то, если вдруг Москва станет примирять Оттаву с таки решившимся на объявление суверенитета Квебеком.
Что касается подвижек, то интегрированность российской и украинской экономик была очень высока. Равно как и зависимость российского ВПК от смежников в Украине.
Государственный переворот в Киеве, по итогам которого к власти в стране пришло проамериканское руководство, был даже не ударом в спину, а буквально под дых. Конечно, во многом здесь вина и самой России, которая до последнего не рассматривала всерьез развитие сценария по столь негативному для себя сценарию. По самому плохому из них к власти могли прийти люди типа Юлии ТИМОШЕНКО, с которыми всегда можно договориться, лишь цена вопроса.
Президент ПОРОШЕНКО из того же теста, что ТИМОШЕНКО, КОЛОМОЙСКИЙ ЯЦЕНЮК и даже ЯНУКОВИЧ — других в современной украинской элите просто нет, не считая «фанерных» политиков типа КЛИЧКО или ТЯГНИБОКА. И по целому ряду сугубо личных интересов имеет договоренности с Кремлем.
Но что касается уже большой политики, то здесь Петр ПОРОШЕНКО связан по рукам и ногам Вашингтоном. Поэтому подвижки в ситуации на юго-востоке Украины возможны только в том случае, если Россия сумеет договориться с США, как ключевым на сегодня оператором украинской политики, о сохранении и восстановлении части своих интересов.
На Ваш взгляд, кому выгоден конфликт на Донбассе?
Многим, Киеву в том числе. Во-первых, как место для утилизации радикалов, все еще представляющих серьезную угрозу. Хотя радикалы, по крайней мере, их предводители, это уже осознали и стараются быть подальше от передовой.
Во-вторых, это весьма доходный бизнес для тех, кто сумел стать поставщиком всего необходимого для нужд АТО. От питания и обмундирования — до оружия и боеприпасов. Расследования украинских коллег говорят о том, что в числе бенефициариев — персоны из высшего руководства страны.
В-третьих, излишне преувеличенная роль Москвы в гражданской войне на Донбассе позволяет Киеву зарабатывать, как политические очки, так и вполне материальные евро и доллары, осваивая привычными коррупционными методами всю выделяемую Евросоюзом и США финансовую помощь и кредиты.
Последние не особо и возмущались до недавнего времени, пока львиная доля коррупционных денег возвращалась на зарубежные счета украинских политиков, для покупки в США и Евросоюзе престижной недвижимости, яхт и бизнес-активов. То есть, работала на экономики государств-доноров.
При этом Украина, в идеале конечно, должна еще будет возвращать кредиты и платить проценты по ним. То есть по факту это была не помощь Киеву, а вовлечение его нынешнего руководства в высокорентабельный бизнес. А если заартачатся вдруг, то всегда можно «заморозить» активы украинских коррупционеров на Западе.
Аналогичная схема, кстати, широко использовалась и в отношениях США-Россия в годы правления Бориса ЕЛЬЦИНА. Многие и современные российские политики по этой самой причине «на крючке» у оппонентов Кремля на Западе.
В Правительстве Украины практически не осталось иностранцев. С чем это связано? Означает ли это отказ официального Киева от курса реформ?
Поначалу в действиях США в Украине по моим наблюдениям прослеживалось стремление сделать из нее вторую Грузию — т.е. витрину «правильной западной жизни» для граждан России и других постсоветских республик. Но что прекрасно удалось реализовать в Грузии с помощью «Миши и его команды» (речь идет о грузинском экс-президенте Михаиле СААКАШВИЛИ), забуксовало в Украине, встретив серьезное сопротивление местных кланов.
Белый дом, разумеется, в состоянии справиться с украинским «подпольем» и даже зачистить страну от криминальной олигархии. Однако в этом случае в краткосрочной перспективе ему будет не на кого опереться – заменитьнынешних партнеров пока просто некем.
Хочется надеяться, что проект Украины-витрины все же не закрыт, а отложен до лучших времен. Сейчас же наблюдается вывод многих экспатов из правительства и свертывание большей части программ по поддержке реформ. Вашингтон, Брюссель и Берлин, поотмеченным мной выше причинам, закрывали глаза на воровство Киева, но все-таки надеялись получить и какие-то результаты по итогам реформ. Однако не получали ничего, помимо новых просьб о финансовой поддержке.
Накаченное пропагандой, «отжатием» Крыма и ситуацией на Донбассе население Украины вряд ли в ближайшее время поддержит пророссийских политиков. Тем более что таковых перспективных и достойных там просто сейчас нет — лишь одиозные и с запятнанной репутацией.
То есть угроза реванша Москвы не угрожает Вашингтону. Посему можно позволить себе на время перестать поддерживать Украину и позволить ей покатиться по наклонной до уровня Сомали. Для США «украинское Сомали» ничем не угрожает, в отличие от России и Евросоюза. С позиции Вашингтона — это уж проблемы Москвы, Варшавы и Берлина, и чем их больше — тем ему выгоднее.
На фоне последних действий Москвы можно ли говорить об ослаблении санкций, введенных Россией против Турции? Означает ли это неудачу политики импортозамещения?
Экономика России, как и большинства постсоветских республик, устроена таким образом, что ключевые и высокодоходные отрасли находятся под контролем персон из правящей команды и ближайшего окружения. Не только экспорт углеводородов, металла, леса и зерновых, но также импорт продовольствия и товаров народного потребления.
Даже работающие в России производства ряда крупных западных компаний через доверенных лиц «крышуются» т.н. кремлевскими. В противном случае им бы просто не дали вести свой бизнес.
Аналогичная ситуация с импортом товаров из Турции и экспортом в обратном направлении туристов и газа. Конфликт «ПУТИН-ЭРДОГАН» с последующим наказанием турецкого лидера через экономические санкции (в Турции схожая с Россией ситуация с «крышеванием» бизнеса) отразился и на интересах ряда кремлевских чиновников. Поэтому, например, антитурецкие санкции теперь де-факто почти не распространяются на НК «Лукойл», продолжающую привлекать турецких специалистов, а сотрудники Федеральной миграционной службы «не замечают» этого.
Также после показательных рейдов на первых порах сейчас почти не пресекается ввоз в Россию турецких овощей и фруктов по подложным документам, когда официально страной происхождения продукции указана Армения, Грузия, Иран или Азербайджан, а на таре — Турция.
Речь идет, конечно же, о крупных поставках в интересах влиятельных персон. Если рядовой гражданин захочет ввести из Турции, скажем, несколько ящиков кабачков или томатов, то его остановят на таможне как контрабандиста.
В последнее время все более обостряется обстановка по внешнему периметру России. В частности, увеличивается воинские контингенты НАТО, разворачиваются новые системы ПВО. Сильно возросло количество опасных контактов российских самолетов и кораблей с самолетами и кораблями стран-членов НАТО, что многими экспертами рассматривается в качестве скорого военного столкновения в воздухе или на воде. Что же в реальности происходит?
Причина усиления НАТО по периметру России заключается вовсе не в угрозах для участников альянса, исходящих из Москвы — по большей части они надуманы. США используют ранее успешно зарекомендовавший себя метод ослабления России (тогда СССР) через втягивание в гонку вооружений.
Риторика Кремля свидетельствует о том, цель Белого дома достигнута — расходы на оборону увеличиваются, в том числе, вероятно, и за счет «оптимизации» социальных статей бюджета, ВПК показывает рост производства и де-факто является локомотивом промышленности, выпуски новостей на федеральных телеканалах регулярно сообщают о новых российских вооружениях и их успешном применении. Иными словами, вновь «броня крепка и танки наши быстры».
Беседовал Роман ТЕМНИКОВ.