В Пекине состоялся первый раунд трехсторонних переговоров между Афганистаном, Пакистаном и Китаем. В ходе встречи стороны обсудили развитие сотрудничества между странами и укрепление трехсторонних связей.
Представители Афганистана, Пакистана и Китая подчеркнули, что трехстороннее сотрудничество будет способствовать установлению мира и стабильности в регионе. Они также высоко оценили роль китайско-пакистанского экономического коридора в укреплении региональных связей.
По итогам пекинской встречи ее участники договорились о расширении взаимодействия в области энергетики, образования, здравоохранения и сельского хозяйства.
«Актуализация Китаем трехстороннего формата переговоров с Кабулом и Исламабадом, вполне вероятно, является реакцией на активность российской дипломатии на афганском направлении. С конца декабря 2016 года в столице России прошли уже три международных встречи в «московском формате» с участием стран региона. Хотя китайцы приняли участие во всех этих встречах, это вовсе не значит, что они готовы целиком уступить Москве инициативу в вопросе организации переговоров между Кабулом и талибам, Кабулом и Исламабадом. Встреча в Пекине афганских, пакистанских и китайских представителей показала, что КНР возвращает себе статус организатора переговорного процесса в регионе», — приводит мнение своих кабульских источников портал Afghanistan.ru.
Одновременно пакистанские СМИ сообщили о том, что китайские власти обратились к афганским талибам с предложением оказать содействие в укреплении безопасности в тех районах Афганистана, которые находятся под их контролем и которые будут затронуты китайским проектом «Один пояс — один путь».
В частности, речь идет об афганской провинции Бадахшан, часть территории которой находится под контролем Талибана*. Планируется, что район Ваханского коридора в Бадахшане будет включен в китайский проект региональной интеграции.
Как отмечают в Исламабаде, Пекин уже давно установил с талибами деловые отношения, в том числе по вопросу о безопасности в тех районах, где у Китая есть определенный экономический интерес.
«В последнее время Китай проявляет повышенный интерес к афганским делам и, прежде всего, к своему экономическому присутствию в регионе, в частности, в районе Ваханского коридора в Бадахшане. В рамках китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути» предполагается создание трех трансевразийских экономических коридоров, функционирование которых будет затруднено без обеспечения безопасности, как минимум, на части территории Афганистана», — прокомментировал ситуацию директор Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омар НЕССАР.
* — террористическая организация, запрещена в РФ.