Турция при Реджепе Тайипе ЭРДОГАНЕ движется по типичному реваншистско-имперскому пути, связанному с активной военно-политической экспансией. Цели такой внешней политики легко объяснимы — имперская модернизация требует серьезных ресурсов, которых у Турции нет.
Во многом предпосылками к этому стало охлаждение отношений с США и Евросоюзом, которое усилилось после неудачной попытки военного госпереворота 2016 года.
Неэффективная внутренняя экономическая политика ЭРДОГАНА тоже наложила свой отпечаток. Логично, что все усилия по выходу из затяжного кризиса сконцентрированы на внешней политике, расширении регионального влияния и получения доступа к энергоресурсам.
Новая Османская империя: плюс Азербайджан и Аджария?
Все чаще от лидера Турции можно слышать выражение «одна нация, два государства», обозначив важную геостратегическую цель — Азербайджан.
Так, 15 октября 2016 года Президент Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН, выступая в университете турецкого города Ризе, озвучил свой основной внешнеполитический тезис: «В сферу наших интересов входят Ирак, Сирия, Ливия, Крым, Карабах, Азербайджан, Босния и другие братские регионы. Множество историков считает, что в границы Турции должны входить Кипр, Алеппо, Мосул, Эрбиль, Киркук, Батуми, Салоники, Варна, Западная Фракия и острова Эгейского моря».
Грузинские регионы Самцхе-Джавахетия, Квемо-Картли, Аджария и Кахетия сталкиваются с экспансией Турции интенсивнее остальных. Само собой, что Анкара, используя «мягкую силу», вовлекая грузинские регионы в свои объятия, рассчитывает на длинную беспроигрышную игру.
Основными картами, которые разыгрывает Турция на грузинском поле, являются религиозная, экономическая и образовательная. Это более чем влиятельные причины для ожидаемого успеха от проводимой политики.
Уже сегодня очевидными результатами турецкой экспансии можно отметить то, что в Аджарии турецкие предприниматели доминируют как в производственной сфере, так и в сфере сервиса. Турецкие инвестиции в грузинскую экономику это не «дармовой пряник».
Особенностью турецких финансовых вливаний является тот неоспоримый факт, что турецкие бизнесмены для работы в Грузии предпочитают нанимать своих же соотечественников, вывозя их с родины и помогая оформить в случае необходимости второе гражданство.
Инвестиционная политика Анкары — это максимальная протекция своих финансовых средств и желание, чтобы они вращались внутри турецкого бизнес-сообщества и, конечно же, не попадали в грузинский карман.
Исключением считаются ряд граждан Грузии, лоббирующих зарубежные интересы внутри собственной страны. Самым известным лоббистом такого предательства национальных интересов в свое время был сам президент Михеил СААКАШВИЛИ.
Выборы в США важнее, вассалы подождут
Обострившаяся внутриполитическая борьба в преддверии президентских выборов в США, хотя и до некоторой степени негативно сказывается на внешнеполитических позициях этой страны, тем не менее, вовсе не означает отказа от курса на вмешательство во внутренние дела других государств.
Выборы только через месяц, но гонка компроматов уже в самом разгаре. При этом вопросы национальной безопасности «на дальних рубежах» отошли на второй план. Конфликт в Нагорном Карабахе? Парламентские выборы в Грузии? Агрессивная экспансия ЭРДОГАНА в Закавказье? — Подождут!
В 2017 году посетивший Грузию вице-президент США Майк ПЕНС во всеуслышание провозгласил новый этап в национальной политике на закавказском направлении, само собой с очевидной антироссийской риторикой.
Черное море объявлено буферной зоной, защищающее Европу, НАТО и жизненно важные интересы США от враждебных держав. В качестве основной угрозы он, конечно же, открыто обозначили Россию.
Можно спрогнозировать, что США после собственных президентских выборов активизируются в своих действиях по выдавливанию России из Закавказья.
Доказательством этого аргумента можно считать привлечение военнослужащих Армении, которая является страной-участником ОДКБ, в качестве наблюдателей к учениям НАТО в Грузии. Это говорит о старте американской программы по формированию в регионе ориентированного на альянс и Евросоюза христианского грузино-армянского союза.
Активно стал раскручиваться тезис о том, что «для Тбилиси и Еревана, а также для НАТО, укрепление отношений между Москвой и Анкарой с подключением Баку представляет угрозу».
В начале 2020 года Госдепартамент США уже направил два миллиона долларов на гранты для неправительственных организаций в рамках «Программы по исследованию стран Восточной Европы и независимых государств бывшего Советского Союза».
В список стран, которые Вашингтон считает важными в рамках реализации инициативы, входят государства Закавказья — Армения, Азербайджан и Грузия.
Возможность получить грант предоставлена исключительно американским высшим учебным заведениям и неправительственным организациям.
Как следует из описания, инициатива направлена «на углубление знаний американских экспертов о странах региона». Немаловажно, что курирует ход выполнения исследовательских работ Бюро разведки и исследований внешнеполитического ведомства США.
Парламентские выборы 2020: возможно ли свободное волеизъявление граждан страны при условии «удушающих объятий» Госдепа?
Незадолго до назначения в январе текущего года посол США в Тбилиси Келли ДЕГНАН пообещала «помочь правительству и народу Грузии построить сильное и процветающее общество, которое ценит своё многообразное наследие и может справиться с вредоносными действиями России и растущим влиянием Китая».
Буквально только приступив к своей работе, госпожа ДЕГНАН одержала первую весомую победу. В марте подписано соглашение между правящим объединением «Грузинская мечта» и ее оппонентами относительно новой избирательной системы, по которой в ноябре будет избираться высший законодательный орган страны.
Выборы пройдут по смешанной системе 120/30 (соответственно по пропорциональной системе и по мажоритарной) при проходном барьере для партий в 1%.
Мнение избирателей уже программируется социологическими опросами исключительно западных неправительственных организаций, — таких, как Международный республиканский институт (IRI), Edison Research и британская Survation.
Нетрудно догадаться, что подобные структуры являются скорее элементами манипуляций, нежели объективными замерами общественно-политической «температуры».
Грузинский народ готовят послушно проголосовать, со слов американского посла за «более многообразный, более представительный парламент». Фактически озвучено ожидание Вашингтона увидеть в Грузии коалиционное правительство с включением туда представителей, контролируемых Бидзиной ИВАНИШВИЛИ и его политическим блоком «Грузинская мечта».
Единственно верный путь для Грузии — нормализация отношений с Россией
Россия на протяжении веков была единственным союзником и гарантом стабильности и безопасности Грузии. Именно Россия отвоевала и вернула Грузии ту же Аджарию, на которую сегодня активно претендует Турция.
В 2021 году заканчивается Карсский договор (договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией — с другой; заключен при участии РСФСР 13 октября 1921 года в городе Карс на конференции, созванной 26 сентября во исполнение Московского договора между РСФСР и Турцией от 16 марта 1921 года), где одним из пунктов записано, что если Россия откажется от протектората и выйдет из данного договора, то Турция сможет предъявить права на некоторые грузинские территории.
Это сейчас самая главная опасность для суверенитета Грузии, а не мнимая российская угроза. И вряд ли Вашингтон и Брюссель захотят вступать в данный территориальный спор с новым турецким султаном из-за «важнейшего партнера» в Закавказье.
Тбилиси незамедлительно должен потребовать от Анкары письменные гарантии того, что Турция по окончании договора не будет претендовать на ее земли.
К сожалению, пока это не делается, и мы видим, что Аджария уже нарисована на картах Турции внутренней территорией.
Сегодня в отношении Грузии проводится «тихая оккупация», турки заселяют Аджарию, контролируют аэропорт в Батуми, скупают недвижимость, активно строят мечети, духовные и языковые школы.
Глава внешнеполитического ведомства Турции Мевлют ЧАВУШОГЛУ не стесняясь заявляет, что Аджария должна вернуться в границы Турции.
И если Россия махнет на все рукой, Анкару уже никто не остановит, и она будет передвигать границы, так как ей захочется.
Подобная экспансия может создать напряженность в других частях Грузии. Например, в густонаселенном армянами крае Самцхе-Джавахети явно не будут рады дополнительному соседству с турками, а это чревато предъявлением претензий вплоть до отделения от Грузии. В этом случае Грузии грозит дальнейшее расчленение и развал.
Сегодня грузинские политики должны думать о возможных негативных последствиях и предупреждать их, а не беспрекословно слушать своих заокеанских кураторов.
Местные марионеточные власти, управляемые из США напрямую, а также экономически зависимые, в том числе и от Турции, и от Азербайджана, занимают сегодня недальновидную позицию.
Очевидно, что Грузия стала уязвимой, потому что у нее нет сильных партнеров и союзников, которые могли бы по-настоящему встать на ее защиту.
В новейшей истории Грузия категорично отказалась от российских военных баз, а присутствие российских вооруженных сил никак не влияло на независимость страны и даже наоборот — делало обороноспособность Грузии качественнее, позволяло при всей самостоятельности не отвлекаться на собственные вооруженные силы.
В этом случае показателен пример соседней Армении. Эта республика выстраивает партнерские отношения и с Америкой, но у них есть и российская военная база, служащая гарантией того, что существующая проблема спорных территорий не приведет к крупным военным столкновениям.
Грузинский народ должен осознать свое достойное место в Закавказском регионе и без подсказок извне четко сформулировать видение своего будущего: либо независимая, процветающая и гостеприимная страна, либо зависимый «партнер» в чужой игре.
Единственно верный путь — это вести не пророссийскую, не проамериканскую, не протурецкую, а — прогрузинскую внешнюю политику, которая будет учитывать интересы самой Грузии.
Но кто может гарантировать Грузии соблюдение ее интересов? — Только Российская Федерация! То есть, если ты хочешь действовать в интересах Грузии, то ты должен понимать, кто твой настоящий друг и союзник. И это не называется пророссийской, а называется прогрузинской политикой.
Руслан ТЕМИРБУЛАТОВ, кандидат экономических наук, эксперт в области международных отношений по странам СНГ. Возглавлял полномочное представительство Татарстана в Казахстане. Курировал абхазское направление в Управлении Президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.