ГРУЗИЯ: БУДУЩЕЕ ЗА МНОГОВЕКТОРНОСТЬЮ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

ГРУЗИЯ: БУДУЩЕЕ ЗА МНОГОВЕКТОРНОСТЬЮ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

При прошлом президенте (Михеил СААКАШВИЛИ — Прим.) грузинский политический класс решил, что Россия окончательно проиграла Западу. Он также решил, что раз Россия проиграла Западу, то следует активнее принять участие в том, что в Тбилиси, вероятно, считали добиванием России.

Грузинскому политическому классу было важно не только выбрать сторону победителя, но и поучаствовать в ожидаемом разгроме побежденного. То есть, повоевать с Россией.

Причем если кому-то кажется, что эта стратегия закончилась в августе 2008 года, то это ошибка. После 2008 года много разного еще было. Например, «новая северокавказская политика», включавшая, как мы теперь знаем, подготовку диверсионных групп.

Потом власть в Грузии сменилась, и во внешнеполитической стратегии произошли изменения. Грузинский политический класс по-прежнему уверен, что Запад навсегда победил, а Россия навсегда проиграла.

Но сейчас грузинские политики не хотят сами участвовать в борьбе с Россией. Их логика иная: правильную сторону истории они уже выбрали, и на этом их активность закончена; пусть теперь история доделает свою работу; надо только подождать, пока Россия (когда-нибудь) рухнет, и «забрать свое».

Политика нынешнего Тбилиси в отношении Москвы проста: он хочет воспользоваться плодами ожидаемой победы Запада, но не хочет вкладывать усилия в эту победу. Более того, пока победа Запада не наступила, Грузия пытается воспользоваться теми преимуществами, которые можно извлечь из потеплевших отношений с России: торговля, туризм.

Что же, это куда разумнее, чем было до октября 2012 года! Разумнее хотя бы потому, что вклад Грузии в политическое противостояние такого масштаба все равно ничтожен, а риски от участия в нем для страны велики.

БУРДЖАНАДЗЕ ВЕДЕТ ПЕРЕГОВОРЫ В МОСКВЕ Политик выступает за широкое обсуждение в обществе возможности и условий присоединения Грузии к ЕАЭС

НИНО БУРДЖАНАДЗЕ ВЕДЕТ ПЕРЕГОВОРЫ В МОСКВЕ
Политик выступает за широкое обсуждение в обществе возможности и условий присоединения Грузии к ЕАЭС

Но действительно разумная внешняя политика в Грузии возникнет, когда грузинский политический класс начнет просто допускать мысль, что Россия, может быть, и не рухнет, а Запад, может быть, и не победитель. Для этого всего-то и надо, чтобы группы, ориентированные на сотрудничество с Россией и критически настроенные в отношении перспективы членства Грузии в НАТО, получили место в политике.

Даже американские опросы свидетельствуют, что таких взглядов придерживается чуть ли не треть избирателей — должны ведь эти избиратели получить своих политических представителей?

Для такого поворота Грузии и нужно-то всего лишь несколько десятков респектабельных участников политического класса, которые могли бы в Москве при случае поговорить доверительно. Или хотя бы не вызывали бы своими речами в Москве раздражение. Выражаясь фигурально, не стояли бы одиноко и потерянно с бокалом в руке на приеме в честь Дня России, а могли бы с потусоваться.

Спецпредставитель премьер-министра Грузии Зураб АБАШИДЗЕ — превосходный дипломат, отлично Россию знает, но как обстоит дело с молодым поколением его грузинских коллег?

Я по-прежнему считаю, что стратегия типа «прислониться к кому-то сильному» в современном мире не работает, что альянсы ситуативны и временны, и что источник силы и гарантии безопасности Грузии могут состоять только в многовекторности ее внешней политики и ее культурно обусловленной способности строить коммуникации с очень разными партнерами.

Но как там в Тбилиси решат, судить не берусь. На месте нынешнего правительства Грузии, я бы отправлял грузинских молодых политиков, дипломатов, исследователей на все тусовки в России, где хотя бы краем захватывается тема постсоветского пространства. Но пока такого энтузиазма со стороны грузинского правительства не вижу.

И да, я знаю про исторические обиды. Имею по этому поводу сказать две пословицы.
Первая: Москва слезам не верит. Вторая: На обиженных воду возят.

Николай СИЛАЕВ, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России.

Источник.

АКТУАЛЬНО