Западные партнеры не меняют своих шаблонов в геополитике и продолжают уже на протяжении столетий применять одни и те же приемы. Один из них — разжигание межнациональной розни по религиозному признаку.
На Кавказе в связи с исторической ситуацией, как двести лет назад, так и сейчас, продолжаются попытки использовать искажения исламских традиций для разжигания вражды между народами этого региона и Россией.
Как и во многих других случаях, эти провокации прикрываются и поддерживаются активной «борьбой за права», якобы, «униженных» народов.
Традиционно Кавказ являлся местом пересечения интересов крупных геополитических игроков. Особенно борьба за этот регион обострилась в XIX веке, когда Российская империя вела ряд войн с Османской империей, Персией и в ходе Крымской войны с западными государствами.
По этой причине народы данного региона постоянно подвергались внешнему влиянию, направленному на дестабилизацию ситуации, «натравливались» против России. При этом действия указанных стран разительным образом совпадали с тем, что сейчас осуществляет западная коалиция на территории Ближнего Востока, прежде всего, в Сирии.
Историками по-разному трактуется дата начала Кавказской войны. Но общими причинами ее начала является то, что в этом стратегически важном для Российской империи регионе располагалось значительное количество мелких государств, которые подвергались нападениям со стороны традиционных геополитических противников России, из-за которых данные государства обращались за помощью к российской стороне.
Так, в начале XIX века в состав Российской империи добровольно вошли Картли-Кахетинское царство и некоторые Закавказские, азербайджанские ханства (с 1801 по 1813 гг).
Но между этими землями и Россией лежали территории формально присягнувших на верность горских народов, которые осуществляли многочисленные набеги, как на российскую территорию, так и на земли стран-союзников.
Активизация этой «террористической» деятельности совпала по времени с русско-персидской войной 1804-1813 гг., когда персидский шах Фетх-Али, вступивший в союз с Великобританией, объявил войну Российской империи.
В дальнейшем набеги эти в значительной степени осуществлялись из-за внешнего влияния противостоящих Российской империи государств. Стремясь обеспечить стабильность в регионе, Российская империя развернула продолжительную военную компанию, направленную на обеспечение безопасности собственных границ и регионов, вошедших в ее состав. Война продолжалась длительное время и закончилась лишь в 1864 году.
Примечательно, что особенно эта борьба обострилась с распространением с 1823 году мюридизма, особого рода радикального персидского исламского учения на территории Кавказа, которое призывало к тотальной войне с неверными, направленной, прежде всего, против России.
Кроме того, «продвижение» данного учения привело к распространению «управляемого хаоса» во всем кавказском регионе и многочисленным междоусобным войнам между самими кавказскими народами.
Последствия и результаты распространения этой радикальной секты позволяют с уверенностью утверждать, что выгодно это было, прежде всего, антироссийской коалиции западных государств, Османской империи и Персии, для которых мюридизм стал значимым инструментом для получения влияния над кавказским регионом.
В связи с распространением мюридизма, который возглавляли последовательно три имама Магомед ЯРАГСКИЙ, Кази-Мулла и широко известный Шамиль, ход Кавказской войны значительно обострился. Мюриды насаждали в покоренных селениях жесточайшие правила шариата и призывали вести газават, войну с неверными, вплоть до «взятия Москвы и Стамбула».
Несложно заметить все сходство ситуации с мюридизмом и распространением нынешнего его аналога — т.н. «Исламского государства»* (ИГИЛ, ДАИШ, ISIS) на Ближнем Востоке. Кроме того, поражает уровень последовательного цинизма бессменной «западной коалиции», которая и в XIX веке, и сейчас, манипулируя чувствами верующих, сжигает в огне спровоцированных войн целые народы и государства.
Как и в нынешнее время, народы стран, в которые осуществлялась экспансия, были для Запада «расходным материалом», и если бы стратегия западных государств достигла успеха, Кавказ был бы превращен в нынешнюю Сирию или Ливию.
Однако сделано это было бы не ради захвата нефтяных месторождений, а, прежде всего, для значительного удара по южным регионам Российской империи, на которую эта нестабильность распространилась бы, как потоки мигрантов и экстремизма на современную Европу.
Многолетним героическим действиям русских войск распространение мюридизма было остановлено, а имам Шамиль 25 августа 1859 года сдался в плен князю Александру БАРЯТИНСКОМУ в ходе штурма горы Гуниб.
Дальнейший ход Кавказской войны был направлен на борьбу с последствиями распространения мюридизма в Западной Черкесии, где длительное время «продвижение» этого учения поддерживалось со стороны Османской империи и многочисленных агентов западной коалиции.
К этому времени на данной территории значительно распространилась пропаганда «независимости Черкесии», которая была начата, прежде всего, Великобританией, в 1829 годк после заключения Адрианапольского мира между Османской и Российской империями, согласно которому все кавказское побережье Черного моря признавалось владением последней.
Геостратегическое положение Кавказа, как самого кроткого пути к индийским колониям, заставило решительно оспаривать данное положение дел со стороны Великобритании и именно в то время зародилась концепция отстаивания «независимости Черкесии» под началом турецкого султана, являвшегося надежным союзником западных государств против России.
В английской прессе того времени даже утверждалось, что «Черкесия является бастионом Индии», и если Российская империя получит контроль над этой территорией, то непременно предпримет молниеносный поход на Индостан. На самом деле этой антироссийской истерией оправдывались дальнейшие агрессивные действия западных стран и Турции на Кавказе.
Именно поддержка распространения мюридизма и идеи независимости стали основными инструментами влияния на эти территории. По словам турецкого майора Осман-бея «англичане… ничего не щадили, чтобы внушить черкесам недоброжелательство к России и вовлечь их в войну с русскими. Главная квартира интриг находилась в Константинополе».
В условиях растущей опасности под влиянием западных идеологов формирования из горских народов значительного антироссийского фронта, русская армия вынуждена была развернуть военную операцию для предотвращения реализации сценария западных государств и Турции в этом регионе.
В самом начале войны черкесским племенам были предложены мирные варианты разрешения конфликта, но черкесская знать, уже в значительной степени попавшая под влияние Великобритании и Турции, отказалась от данного предложения.
В ходе успешных действий русских войск по установлению контроля над Западной Черкесией, со стороны Стамбула черкесам поступило предложение о переселении на территорию Османской империи. Во многом оно было обусловлено внутриполитическими задачами Турции, которая хотела использовать черкесов против непокорных провинций, как в новейшей истории это происходит с курдами.
Поддавшись на эти провокационные предложения, черкесы, оттесняемые русской армией, массово скопились на черноморском побережье. Но турецкая сторона не выполнила своих обещаний — не обеспечила достаточного количества кораблей и нормальных условий размещения эмигрантов на территории Османской империи: по сути, для них были оборудованы концентрационные лагеря, что привело к беспрецедентной смертности среди прибывающих в Турцию черкесов.
Эти неприглядные факты собственной провокационной, агрессивной политики против черкесского народа и по сей день западные государства пытаются прикрыть теми же пропагандистскими штампами, которые были выработаны еще в первой половине XIX века — от попыток распространения радикального ислама на территории Кавказа до требований о «независимости Черкесии».
Конечно, поражает подобный «традиционализм» западных идеологов и работников СМИ, которые за двести лет не смогли придумать никаких новых «медийных» подходов для кавказского региона — хорошо хоть отказались от продвижения идеи о возможной молниеносной агрессии России на Индию.
Но их совершенно потерявшая историческую актуальность деятельность, обеспеченная средствами фондов по поддержке «демократии», все равно имеет свой зыбкий и малозаметный результат.
Пожалуй, самым большим эффектом этой двухсотлетней пиар-кампании можно назвать признание «геноцида» черкесов грузинским парламентом в годы правления одиозного Михеила СААКАШВИЛИ, о чем нынешняя грузинская власть предпочитает особо не вспоминать.
«Со стороны грузинского государства уже не оказывается никакой поддержки организациям, занимающимся «черкесским вопросом». Во времена СААКАШВИЛИ грузинский парламент принял решение о «признании геноцида черкесов», во многом при внешнем влиянии, но в нынешней политической повестке дня этот вопрос полностью отсутствует», — отмечает известный грузинский политолог, руководитель фонда «Институт Евразии» Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ.
Похожего мнения по данному опросу придерживается и другой грузинский политолог — эксперт по вопросам Кавказа Мамука АРЕШИДЗЕ. По его словам, в Грузии по-прежнему остаются организации, отстаивающие права черкесского народа на самоопределение.
Тем не менее, актуальность их деятельности значительно снизилась. Даже на уровне парламента, который принял решение «о признании геноцида черкесов», Комитет по взаимоотношениям с кавказскими народами не проявляет никакой активности в этом вопросе.
В Тбилиси продолжает свою деятельность и так называемый «Центр черкесской культуры», возглавляемый «знатным кавказоведом» Мерабом ЧУХУА.
В своей последней публикации, которой он разразился в связи с 21 мая — днем окончания Кавказской войны, который в определенных кругах трактуется, как День памяти жертв черкесского народа, грузинский «знаток» черкесской культуры выразил мнение, что только «покаяние» может «спасти» Россию от неминуемых «угрызений совести» за преступления против черкесского народа в ходе Кавказской войны. Понятное дело, это сопровождается призывами к России в ходе этого «покаяния» признать независимость Великой Черкесии.
«Показательными являются контакты ЧУХУА с целым рядом антироссийски настроенных политиков и общественников на Западе и в Израиле. Кроме того данную деятельность поддерживает и Джеймстаунский фонд, связи которого с ЦРУ общеизвестны. Все они последовательно инициируют и продвигают мероприятия, поднимающие вопрос о «независимости черкесского народа», — поясняет Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ.
Возникает впечатление, что некоторые «грантовые» проекты были запущены странами Запада еще в XIX веке, но по недосмотру или разгильдяйству их забыли приостановить — вот и продолжают бойцы невидимого и уже никому не нужного западного фронта отрабатывать задачи, поставленные им еще во времена русско-турецких войн.
Это вообще характерно для любых западных экспансий против России — полное непонимание русского духа и культуры, в результате чего все их усилия видятся нам смешными и бутафорскими. Не зря ведь новоизбранный Президент Франции Эммануэль МАКРОН упомянул НКО в России наряду с геями в Чечне.
Те же всплески пропаганды, актуальной только в XIX веке, наблюдаются и со стороны нескольких черкесских организаций, находящихся в США. Особенную озабоченность в связи с очередной годовщиной выразили Черкесский Культурный Институт в Нью-Джерси и Черкесский сектор Геополитического клуба Лос-Анджелеса. Не отстают от них и черкесские общественные организации на территории Турции.
Сохранение стабильности на Кавказе, как в XIX веке, так и сейчас практически полностью обеспечивается усилиями России.
В ином случае, без этого фундаментального, стабилизирующего влияния этот регион был бы в клочья разорван близлежащими крупными странами в их геополитических интересах, превращен в территорию перманентного хаоса и насилия, как совсем недавно произошло со странами Северной Африки и Ближнего Востока.
Провокации на основе «черкесского вопроса» и по сей день настойчиво преследуют данную цель. Но именно действия Российской империи, СССР и Российской Федерации, которые всегда основывались на интеграции и сохранении всех культурных традиций в единую государственную систему, сохранили этот ключевой узел между Европой и Азией во всем его многообразии народов и культур и являются многовековой гарантией стабильности и безопасности в кавказском регионе.
Артур ВЕРНАДСКИЙ, специально для PolitRUS.com.
* — террористическая организация, запрещена в РФ.